Мы придерживаемся традиций ответственного банкинга

  • 05.12.2013
    Мы придерживаемся традиций ответственного банкинга

    Ольга Викторовна, в период с 1 октября 2012 года по 1 октября 2013 года доля кредитов физлицам в структуре активов выросла на 5,5 п.п. до 17,3%. Почему вы решили наращивать розничный кредитный портфель?

    Корпоративный сегмент, особенно компании малого и среднего бизнеса, остается одним из приоритетных в стратегии Транскапиталбанка. Но наша цель — сохранять конкурентоспособность и прибыльность в непростых современных условиях, поэтому развиваться и дальше исключительно как корпоративный банк мы уже не можем. Соответственно, необходима диверсификация в области как активных, так и пассивных операций. Развитие массовой розницы — одна из наших стратегических задач. Мы начали активно развивать это направление в 2010 году. До этого услуги для физлиц предоставлялись только сотрудникам наших корпоративных клиентов, но сегодня почти все продукты стали доступны также и массовому клиенту. Помимо разнообразных кредитных продуктов для физлиц мы предлагаем вклады, карты, сберегательные сертификаты, платежные сервисы, ценные бумаги.

    По итогам 2014 года, какую долю в активах должны занять кредиты физлицам?

    Мы планируем, что к тому времени доля этих кредитов в активах банка составит 22%.

    Сектор банковской розницы сейчас переживает нелучшие времена. По вашему мнению, в 2014 году ситуация на нем стабилизируется?

    Что касается нелучших времен для розничного сектора, то я не могу с этим полностью согласиться. Да, есть высокая степень закредитованности определенных групп граждан — к сожалению, как показывает статистика, наименее обеспеченных. И ставки по вкладам сегодня не такие высокие, как когда-то. Но банковская розница не исчерпывается только этими операциями и уровнем ставок. Людям все равно нужны вклады, кредиты, карты, платежные сервисы и многое другое. Соответственно, им нужны банки, которые смогут предложить не только подходящие решения, но и комплексное обслуживание.

    Вопрос успешности сейчас — это вопрос качественного предложения: ниши все еще есть. Но бороться за клиентов сегодня необходимо как никогда. Мы, например, в розничной стратегии большую роль отводим ипотеке. Этот рынок в ближайшие годы сохранит высокий потенциал. Наша ипотечная линейка очень широка и «закрывает» все возможные варианты — жилая и нежилая площадь, новостройки и вторичное жилье, дома и отдельные комнаты, кредитные линии под залог имеющейся недвижимости. Банк постоянно развивает качество продуктов, автоматизирует процессы с целью снижения издержек. При этом мы настойчиво стремимся к тому, чтобы сохранить максимально индивидуальный подход к каждому клиенту, ведь сколько людей — столько ситуаций. Наверное, нас можно назвать «конвейром с человеческим лицом». Если наша скоринговая система дает отказ по какому-то формальному параметру, то эта заявка не идет автоматом «в корзину», а поступает на кредитный комитет. И очень часто после такого «ручного» рассмотрения решение принимается положительное. Этот подход себя оправдывает — и с точки зрения развития бизнеса, и с точки зрения отношений с клиентами.

    Что, кроме денег, смогли предоставить вашему банку его крупнейшие акционеры: Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD), Международная Финансовая Корпорация (IFC) и немецкая инвестиционная компания DEG? Насколько вообще западный опыт в сфере банкинга применим в России?

    Иностранные акционеры привнесли в первую очередь свои знания и практический опыт, и они абсолютно применимы в России. Очень большое влияние международные акционеры оказали на качество корпоративного управления, высокую степень прозрачности структуры капитала, принятия управленческих решений и целый ряд других процессов.

    Если говорить о конкретных примерах, то в нашем совете директоров сегодня пять из девяти директоров — независимые. При СД были образованы комитеты по аудиту и рискам, по корпоративному управлению и вознаграждениям. Каждый из них возглавляет независимый директор. В банке выстроена многоуровневая система управления кредитными рисками, действует транспарентная программа стимулирования сотрудников.

    С помощью западных акционеров реализовано несколько идей по новым продуктам. Так, уже в 2006 году эксперты EBRD и KFW представили нам программу микрокредитования, которую мы успешно внедрили. С тех пор эта технология постоянно развивалась, но фундамент был заложен еще тогда. У нас действует совместная с IFC и EBRD программа, нацеленная на кредитование российских предприятий под проекты модернизации производства, повышение энергоэффективности и энергосбережения. В сотрудничестве с EBRD мы предоставляем «Зеленый кредит» на ремонт с пониженной ставкой для тех, кто планирует воспользоваться энергосберегающими решениями.

    В планах — новый продукт из области гендерного финансирования, и здесь я также рассчитываю на поддержку западных акционеров.

    В 1999 году вы возглавили банк и одновременно стали одним из его крупнейших акционеров. Прошло почти 15 лет. Оглядываясь на пройденный путь, что вы, как акционер, смогли принести в банк?

    Я объективно очень горжусь тем, что нам удалось построить за это время, хотя многое еще только предстоит. Начнем с того, что в 1999 году мы не входили даже в первую сотню, сегодня же уверенно входим в топ-50 банков по размеру активов и капитала в России. В этом году мы также вошли в рейтинг топ-1000 крупнейших банков мира журнала The Banker. И пусть у нас пока скромное 975 место, но это движение вперед. Из банка с одним филиалом мы выросли в довольно заметного игрока и присутствуем уже в 19 регионах. Мы стали универсальным банком, и в каждой области нашего бизнеса есть свои достижения.

    В моей философии, как акционера, можно отметить, пожалуй, два основных момента.

    Во-первых, это подход к построению бизнеса. Вместе с командой других топ-менеджеров мы с самого начала выстраивали именно институциональный банк: с системными процессами, с высокой прозрачностью и со стратегией, которая позволяла бы стабильно и предсказуемо расти — пусть не слишком быстро, но устойчиво. В целом это удалось.

    Во-вторых, мы придерживаемся традиций ответственного банкинга. Для меня это не пустые слова. Я искренне считаю, например, что завышенные ставки для розницы — это неправильно; что индивидуальный подход к клиенту, даже в современных условиях высоких скоростей, просто необходим; что нельзя заниматься только тем, что дает пользу здесь и сейчас — надо думать и на перспективу. Эти принципы транслируются в банке, в своей работе мы на них реально опираемся.

    Сейчас банк входит в топ-50 по размеру активов и величине капитала. Планируется ли войти в топ-30, или текущее положение вас устраивает?

    Место в рейтинге — не самоцель. У нас множество интересных планов, которые мы обязательно реализуем, но ориентироваться будем в первую очередь на качество, а не только на темпы роста. Такой подход еще ни разу нас не подводил. Уверена, что все акционеры и сотрудники продолжат чувствовать уверенность в устойчивости нашего развития и смогут гордиться результатами банка во всех областях деятельности.

К списку публикаций